Новости
Глеб Жук: Мой тренер – мой кумир! Часть II
14 Сентября 2016
1535

В подготовке каждого спортсмена ключевую роль играет тренер. Поэтому в продолжение беседы с бронзовым призером юниорского чемпионата мира 2016 Глебом Жуком мы публикуем диалог с его тренером - бронзовым призером XXVI Олимпийских игр в Атланте (1996) Василием Борисовичем Каптюхом, который рассказал о том, как он распознал в своем подопечном перспективного атлета, каким образом им удается cотрудничать и достигать положительных результатов, а также что самое главное в подготовке дискобола.

Василий Борисович, что самое главное, по Вашему мнению, для успешной подготовки спортсмена-дискобола?

- Способность к метанию, а также антропометрические данные. Человек должен быть определенных размеров - от 1.90м до 2 м ростом. И 2.05 - тоже неплохо! Важна длина его рук. Если юноша не очень высокий, но у него очень длинные руки – тоже достаточно перспективный вариант. В метании важны также быстрота, скорость, способность почувствовать вращение. Если рассматривать этот вопрос более широко, то самое главное - это характер, который спортсмен может проявить. Но работать с такими людьми очень сложно, потому что они могут проявлять себя в общении достаточно агрессивно. И в то же время, если человек готов с собой справиться, то он может добиться в спорте высоких результатов. Это сложно. Я сам обладал таким непростым характером. Тем не менее человек со временем ломается, пересматривает свои взгляды и поведение. Мое мировоззрение перевернула трагедия - смерть сына, я стал другим. Но какая-то искорка во мне все-таки осталась!

Вы – скромный, интеллигентный тренер. А какими моральными качествами должен обладать спортсмен, чтобы добиться высоких результатов?

- Он должен быть дерзким, конечно! Но только ни по отношению к людям, а в спорте. Многие спортсмены позволяют себе проявлять агрессию в социуме. Это выглядит некрасиво. Поэтому иногда за моих учеников мне приходится краснеть. Я пытаюсь объяснять атлетам, что спортивная злость должна выражаться не в семье, не на работе, а на арене.

Василий Борисович, когда Вы поняли, что Глеб – перспективный спортсмен?

- Человека видно! Глеб особым образом проявлял себя на соревнованиях. Если он проигрывал, очень расстраивался, рвал и метал. Когда я просил его на тренировке бросить ядро и добавить хотя бы сантиметр, а у него не получалось, он долго бился, пока не достигал цели. Конечно, не всегда удавалось это сделать сразу! Но в этом выражается стремление преодолеть себя, умение справляться с тем, что не получилось. В спорте это важно.

Какие качества отличают Глеба?

- Он веселый, оптимистичный, общительный, но иногда сомневается в себе. Я говорю ему, чтобы он не сомневался, а доверял мне, и тогда у нас все получится!  В то же время я знаю Глеба не до конца. У него есть качества, которые мне не нравятся: Глеб обладает взрывным, вспыльчивым характером.

Вы всегда работали с Глебом как команда, или Ваши отношения менялись?

- Наши отношения очень динамичны. Два характера соприкасаются, и в отношениях возникают «вспышки». Все потому, что мы с Глебом смотрим по-разному на многие вещи. Так бывает между тренером и спортсменом...

Как соотносятся Ваши характеры, как удается работать вместе и достигать положительных результатов?

- Я задаю тон, но в то же время должно быть сотрудничество. Бывают ситуации, когда я планирую тренировку в одном ключе, а у Глеба что-то не идет, и он предлагает продолжить работать над другими задачами. Мне приходится подстраиваться под его ощущения. Изменения, конечно, отрицательно влияют на мои планы, потому что его приходится выделять из общей группы, что не так просто. Иногда я предлагаю что-то иное всем своим атлетам, но бывает, что настаиваю на выполнении запланированной работы, объясняю, что это важная часть общей подготовки, и мы будем ее выполнять, либо в итоге получим отрицательный результат. Каждый спортсмен осознает - то, что я предлагаю, правильно.

Я прошел спортивный путь сам, сделал выводы и не хочу, чтобы ученики повторяли мои ошибки. Молодым метателям, как, наверное, и всем молодым людям, хочется всего и сразу. Но начинающим спортсменам надо объяснить, что всему свое время, нельзя браться за все одновременно. Человек устроен биологически так, что в 16 лет еще не готов к большим силовым нагрузкам, ему надо развивать координацию, скорость. Если нужно развивать скорость, то нельзя переходить к развитию силы. Мужская сила появляется в 20-21 год. В спорте надо все выдержать, выждать. Поэтому приходится говорить, доказывать, объяснять, приводить пример собственных ошибок.

Что Вы имеете в виду?

- Мне тоже хотелось в возрасте Глеба развивать силу. Мой тренер Владимир Иванович Сивцов советовал не торопиться, а я работал с большими весами. Мы с ребятами в его отсутствие соревновались в штанге: кто сильнее. А штанга не любит, когда человек не размялся. Мне надо было показать, что я силен и могу поднять ее без разминки. Это была моя первая ошибка. Мне хотелось развивать все и сразу. Я искал в себе силу, считал, что любые методы хороши, и, игнорируя правильность, шел дальше. Мне хотелось любым способом метнуть далеко. Результат – травма спины в юниорском возрасте.

Как менялся Глеб, его отношение к спорту, тренировкам?

- Отношение менялось постепенно. Сначала Глеб тренировался сам. Я наблюдал со стороны и говорил, что нужно исправить. Но он привычным коротким движением метал дальше и считал, что оно правильное, а то, о котором говорю я, неправильное. Но когда атлет в первый раз выполняет движение правильно, он может не получить положительный результат. Но за правильное движение нужно зацепиться, наработать, приобрести. Глеб смотрел на меня и не понимал... А я говорил, какие попытки были действительно хорошими, и чтобы он не сомневался, если та или иная попытка мне понравилась.

Первый год у нас вообще ничего не получалось. Мы не попали на юношеские олимпийские игры... Глеб плохо выступил, и поэтому ему нечего было сказать. Провал – это один из рычагов управления атлетом. После этих провальных соревнований я попросил Глеба сделать хоть раз на тренировке все так, как я говорю. И он сделал первую тренировку, которая мне понравилась. Я сказал ему, что мне стоило биться, ломаться, чтобы в конце года у нас получилась одна шикарная тренировка. Я попросил Глеба запомнить новые ощущения, чтобы восстановить в начале учебного года, и отпустил на каникулы. Это был поворотный момент в наших отношениях и подготовке.

Как Вы оцениваете рост Глеба за период работы с ним?

- Cчитаю, что он прогрессирует очень хорошо, хотя в этом году я планировал ему другой рост. Но мы не форсировали подготовку. Конечно, меня настораживает то, что получился форсаж, и сейчас может начаться стагнация. Но я не вижу предпосылок. Ведь мы сделали вроде бы все правильно.

Кто может в Беларуси составить Глебу конкуренцию?

- Мне приятно, что Глебу могут составить соперничество наши атлеты. Среди них -  спортсмен Александра Антоновича Кондратюка Валерий Голубкович. Недавно атлет Виктора Александровича Пензикова Виктор Трус 2-килограммовым снарядом показал результат 60 м. Он старше Глеба на год. У Сергея Аркадьевича Кошара также вот уже второй год тренируется Евгений Богуцкий. Я чувствую, что будет конкуренция. И на международном уровне соперничество растет. Когда есть кто-то впереди - это стимулирует и других.

Какие старты предстоят в следующем году?

- Чемпионат Европы среди юниоров. Мы планируем поднять уровень и результат. Хочется это сделать в разумных пределах, не торопя события, потому что Глеб еще молод, хоть и второй год будет выступать в юниорах. Хочется оставить надежду на Олимпийские игры, попробовать выполнить хотя бы норматив на Олимпийские игры в Токио-2020. Надеюсь, что все получится.

Хотелось бы поговорить по поводу награды «Атлетика».  Вы стали ее обладателем в этом году.

- Это неожиданная награда. Я не думал, что мою работу оценят, хоть и считал, что мы действительно выступили хорошо. Тем не менее я не ожидал, что получу статуэтку. Однако коллеги пришли к такому мнению, и мне действительно приятно их признание. Это дополнительный стимул для меня как тренера.

Вы чувствовали дополнительную ответственность в этом году в связи с получением награды?

- Я не думал об этом. Моя главная задача в любом случае – это результат. Но у спортсмена всегда может быть, как успех, так и неуспех. Победа – это не только способность собрать все воедино на арене, это еще и везение. Я считаю, что нужно стараться делать все возможное для достижения высших целей. Но ответственность за подготовку в любом случае чувствую.

Кто из Ваших учеников может порадовать нас в ближайшее время?

- У меня есть перспективные люди, но прогнозировать их развитие достаточно сложно. Не хочу заходить вперед.

Какие перспективы по-Вашему мнению у метания диска в Беларуси?

- Есть молодые перспективные атлеты. Виктор Трус здорово задает тон. Первые признаки успеха появились и у Глеба. Хочется, чтобы он стал одним из перспективных спортсменов. Надеюсь, что все получится.

Завершилась Олимпиада. Как Вы оцениваете выступление дискоболов? Каким видите развитие метания диска как легкоатлетической дисциплины?

- На Олимпиаде всегда есть интрига, непредсказуемость. Фавориты зачастую не попадают на пьедестал, но стабильно выступающий атлет все равно будет вторым. В метании диска у мужчин изменилось только имя. Выиграл Хартинг, только младший. Оборот достаточно интересный.

Некоторые спортсмены думают, что они добиваются результатов на всю жизнь. Но так не бывает! Молодежь растет, и только сильнейший может задержаться в спорте.

Что касается Глеба, то я рад, что у него еще много времени. Хотелось бы лишь пожелать ему оставаться таким же веселым и оптимистичным, а также проявлять в обществе только свои положительные качества.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ