Новости
ВАЛЕРИЙ ИЗОТОВ: НЕТ НИЧЕГО ПРЕКРАСНЕЕ, ЧЕМ СМОТРЕТЬ, КАК КОПЬЁ ЛЕТИТ ОЧЕНЬ ДАЛЕКО, И ПОНИМАТЬ, ЧТО ЭТО СДЕЛАЛ ИМЕННО ТЫ!
14 Сентября 2018
1803

Белорусское метание копья нынче на слуху. В основном благодаря достижениям мирового уровня Татьяны Холодович, но сомнений нет – это только пока. Целое поколение атлетов растет, набирается сил и уже совсем скоро могут удивить не только наших болельщиков, но и зарубежных специалистов. Среди спортсменов, порадовавших в летнем сезоне значительным прогрессом, 21-летний Валерий Изотов. Брестский метатель тренируется в группе Валерия Дмитриевича Оксенчука, учеников которого можно увидеть на пьедестале республиканских чемпионатов и первенств каждой возрастной категории. На заре нового тренировочного цикла мы пообщались с Валерием, узнали его мнение о прошедшем соревновательном сезоне, конкуренции в мужском метании копья и планах на будущее.

На международной матчевой встрече в Минске ты стал бронзовым призёром и установил личный рекорд 78.20. Поделись, пожалуйста, своими ощущениями от той попытки.

Поддержка трибун была колоссальной. Когда выступаешь дома, тебе хлопают, даже когда ты об этом не просишь. Был такой выброс адреналина, что уже и не думал о том, как выполнить попытку. Разбежался, метнул и первое, о чём я подумал, это не том, как я сделал бросок, а о том, что я упал. Шлёпнулся перед линией, поднимаю голову – копьё летит. Встаю – а оно всё ещё летит! Я был в шоке!

Я не всё сделал правильно, и можно было лучше. Но потом все остальные попытки меня просто «пёрло», я не мог справиться с техникой, хотя метал приблизительно стабильно. Мой результат – это работа тренера, мы готовились к этим соревнованиям. А так как я ещё и экзамены сдавал перед матчем, то эти два дня у меня были очень насыщенными. И, думаю, в первой попытке копьё полетело так далеко из-за эмоций.

По твоей реакции показалось, что ты сам не ожидал от себя такого результата. На какие метры рассчитывал на этих соревнованиях и в летнем сезоне?

Я никогда далеко не метал в первой попытке; всегда делал её на зачёт, а уже потом добавлял. А тут получилось наоборот: это был самый далёкий бросок. На тренировках я метал чуть меньше и, конечно, было приятно показать 78 метров. Уже пора было в этом году выходить на такой результат, и всё к этому шло. Немного не хватало стартов, чтобы разметаться, но мои сверстники уже показывают такие метры, а мы чем хуже?! Хорошо, что дома удалось реализоваться.

Метнув в первой же попытке по личному рекорду, ты захватил лидерство, но в следующих выходах в сектор соперники тебя обошли, метнув за 81 метр. Чувствовал, что можешь приблизиться к лидеру, хотел прибавить ещё, или цель на соревнования уже была достигнута?

Я не собирался останавливаться. Меня распирало эмоционально и, конечно, хотелось ещё добавить, причём с каждой попыткой хотелось всё больше и больше. Но я понимал, что метаю слишком высоко, и копьё всё время приземлялось в районе 76 метров. Бывает такое, что из-за эмоций не получается справиться с техникой, но силы слишком много. А за счет одной силы копьё не метнёшь. Метание копья – технический вид, и нюансы всегда были, есть и будут.

Ты внёс свой вклад в командную победу нашей сборной на этом матче. То, что ты представлял белорусскую команду, добавляло тебе сил и уверенности? С каким настроением ты выходил в сектор?

То, что ты выступаешь дома и на тебя пришли смотреть люди, добавляло и настроения, и сил, и уверенности. Тем более, я готовился к этому и морально, и физически; понимал, что готов метнуть. Не думал, что получиться сделать это с первой попытки, но это не случайный результат, всё было запланировано. Отбор в состав команды на матчевую встречу был на кубке Беларуси и у нас, можно сказать, была «заруба». Паша Мелешко лидировал, а я, Лёша Котковец и Саша Козловский за три попытки сменили друг друга на втором месте. Конечно, очень хотелось попасть в команду, я смог добавить и был очень рад. Ведь, как и любому спортсмену, мне хочется выступать и представлять свою страну.

Атмосфера матча оказала влияние на твоё выступление? Зрительская поддержка на трибунах помогала?

Мы выступали первыми, и, когда нас вывели на стадион, зрителей было ещё мало. Первым делом я посмотрел, где находится тренер. Но пока мы разминались, людей становилось всё больше, музыка заводила, и чувствовалась поддержка. Когда на представлении объявляли белорусов, трибуны хлопали, и это было очень классно.

Какие эмоции у тебя вызвал обновлённый стадион «Динамо», когда ты впервые вышел на его дорожку?

Стадион очень приятный. Он новый, там нет как такового ветра, ни в спину, ни в лицо. Резина здесь бегучая, прыгучая. Очень хорошо, что у нас есть такой крутой домашний стадион! Мне задавали вопрос, чем он отличается от мировых, и я ответил, что ничем. Может быть, даже лучше!

На чемпионате Беларуси, когда копьеметатели находились в секторе, на стадион обрушился сильнейший ливень, из-за которого соревнования были приостановлены. Вам пришлось заново разминаться. Насколько тебя могут выбить из колеи подобные нюансы?

Ситуация неоднозначная. Когда просто задерживают вид, ты двигаешься, а на чемпионате мы минут 25 прятались от дождя под маленьким навесом и всё это время стояли в одном положении. Воды было слишком много, и о соревнованиях уже не могло быть речи. Даже если будешь заново разминаться, не каждого спортсмена хватит на то, чтобы продолжить метать, потому что и мышцы уже холодные, и сам ты не растянут. А копьё – это травмоопасный вид. Получилось, что соревнования для нас прошли по результатам одной попытки, и большого желания метать уже не было.

Расскажи, как ты пришёл в лёгкую атлетику? Сперва ты тренировался в ДЮСШ «Прибужье» у Якова Яковлевича Пастушика. Каким было начало твоего спортивного пути?

В лёгкую атлетику меня привёл мой друг. Это был, наверное, 2009-ый год. Мы с ним вместе учились в школе, и он пробовал разные виды спорта. Позвал меня с собой, чтобы ему не было скучно. В итоге в лёгкой атлетике он не задержался, а вот мне понравилось. Я вначале и бегал, и толкал, и прыгал, и метал. Так получилось, что у меня было два основных вида – прыжок в высоту и метание копья. В 2011-ом году Яков Яковлевич предложил мне перейти к Валерию Дмитриевичу Оксенчуку. Но я тогда отказался от предложения поступать к нему в училище олимпийского резерва, зато через месяц сам попросил, чтобы он меня взял к себе.

Когда впервые взял в руки копьё, сразу понял, что это твоё, или любовь к именно этому снаряду пришла со временем?

В школе я далеко метал мячик. Даже очень далеко для своего возраста. И учитель физкультуры предложила мне попробовать копьё. Мне понравилось, хоть и вначале оно падало хвостом и летело совсем некрасиво. А потом начало получаться, и я всё время говорил Якову Яковлевичу, что хочу именно метать копьё. Но я тогда совмещал два вида, и у Валерия Дмитриевича в 11-ом классе на первенствах республики ещё прыгал в высоту. А потом уже нужно было выбирать и, естественно, я выбрал копьё. Так было природой заложено, к нему лежала душа.

А как тебе работается под началом своего нынешнего тренера Валерия Дмитриевича Оксенчука?

Работается прекрасно, мы все понимаем друг друга и знаем, чего мы хотим. У нас большая сплочённая команда, поэтому друг друга все поддерживают. Тренер знает, что он делает, и мы все постепенно тренируемся, готовясь к соревнованиям. У нас доверительные отношения, Валерий Дмитриевич нам как второй отец, помогает во всём, наставляет, тренирует. Иногда и свободное время можем вместе провести в одной компании.

Расскажи, пожалуйста, о своём тренировочном процессе. Сколько и каких тренировок в неделю, как часто выезжаете на сборы? Где тебе больше всего по душе вести подготовку?

Вначале у нас идёт подготовительный период, мы приходим в форму: делаем ОФП, прыгаем, очень много бегаем, приходим в форму. Потом начинаем работать с мячами, делать имитации. А уже ближе к летнему сезону начинаем бегать с копьём. Зимой мы практически не метаем, готовимся в манеже. А когда теплеет, выходим на улицу. В марте этого года ездили на сбор в Португалию, а в остальное время готовились исключительно в Бресте. Только в июле поехали тренироваться в Польшу. В Бресте нормальный стадион, но метательская резина там довольно своеобразная. С 3 сентября мы уже начали тренироваться, активно бегаем и восстанавливаемся после небольшого отдыха, чтобы с октября начать целенаправленно готовиться к зиме.

Мы знаем, что у вас очень дружная группа. Как тебе тренируется бок о бок с одной из сильнейших копьеметательниц мира Татьяной Холодович?

Мы в группе все отлично относимся друг к другу, общаемся, дружим, делимся впечатлениями. Таня очень часто помогает нам в техническом плане, потому что со стороны она видит это лучше, нежели мы. Тренер всегда с ней консультируется, и Таня вносит свои предложения. Можно сказать, что она нам всем как сестра, а мы – одна большая семья.

А что скажешь о своём друге и напарнике по тренировкам Алексее Котковце? Он сейчас, пожалуй, твой основной соперник.

С Лёшей мы дружим с того момента, как он пришёл в училище. Мы растём на результатах друг друга. Это подстёгивает: если он метнул – мне хочется добавить; когда я его обойду, он старается ответить тем же. Вот так мы потихонечку и добавляем. Естественно, в секторе друзей нет, но мы всегда рады друг за друга. Выступили – и всё, общаемся так, как будто соревнований и не было. Спорт отдельно, а дружба отдельно, и если у кого-то из нас что-то не получилось, то мы всегда подбадриваем друг друга, потому что знаем, что можем метать далеко.

Лидерские позиции в Беларуси нынче за Павлом Мелешко, имеющем личный рекорд 85.01. Но ему пока не удаётся показывать те результаты, на которые он способен, на каждом старте. Как ты считаешь, что мешает ему в каждой попытке метать за 80 метров, и за счёт чего, в принципе, можно добиться стабильности в вашем виде?

Я считаю, Паша должен разрешать эту ситуацию с тренером. Он очень сильный для копьеметателя и, если нормализовать его техническое исполнение, он будет метать очень далеко, и все это прекрасно знают. В нашем виде важна техника, поэтому одной только силой ты метать не будешь. Я думаю, они во всём разберутся, и в следующем году Паша будет показывать мировые результаты, а мы не отставать.

А как ты думаешь, сможет ли кто-нибудь из нашего подрастающего поколения – юношей и юниоров – в ближайшем будущем составить вам конкуренцию?

Каждый может проявить себя. Хорошо, если в нашей стране будет развиваться этот вид, потому что конкуренция заводит, и, когда в секторе много сильных спортсменов, тебе ещё сильнее хочется победить. А малышам хочется равняться на старших. В нашей группе Максим Манчак сейчас перешёл в юниорский возраст. Юношеское копьё, на самом деле, очень странное, и не все могут перейти с него на взрослый снаряд. А Максим достаточно сильный, и взрослое копьё ему стабилизирует технику.

У нас растёт неплохой резерв. Молодая атлетка Александра Коньшина стала чемпионкой Европы среди юношей. Как ты можешь оценить её выступление в Дьёре? И как считаешь, получиться ли у неё через пару-тройку лет составить конкуренцию Татьяне Холодович?

Я смотрел соревнования и видел все её попытки, которые показали в трансляции. Знаю Сашу давно через её тренера, и вся наша группа с ней в хороших отношениях. Безусловно, я очень рад, что она стала чемпионкой, ещё и с таким достойным результатом! Для неё это большое достижение, и теперь осталось только хорошо выступить на Юношеской Олимпиаде. Я думаю, у неё есть все шансы, чтобы вырасти настоящей чемпионкой!

А смотрел ли ты финал в мужском метании копья на прошедшем чемпионате Европы в Берлине? Как прокомментируешь выступления Роллера, Хофмана и Веттера? И в чём, на твой взгляд, секрет немецких метателей?

Финал, конечно же, смотрел, как без этого. Болел за немцев, и было очевидно, что они будут на пьедестале. У Веттера сезон не сложился, у него были проблемы со стопой, и даже во время квалификации было видно, что он опять травмировался. Но показанные им метры говорят о том, что этот человек – мастер своего дела. Я же больше болел за Роллера, потому как этим летом перед Европой ему часто не везло на соревнованиях. Он Олимпийский чемпион, а другого титула у него нет. Хотелось, чтобы он победил.

Немцы – сильные и достаточно опытные. У них очень хорошая школа. Я не знаю, как они тренируются, но их исполнение бросков кардинально отличается от других. Может, это их фишка. Но у каждого тренера свой индивидуальный взгляд, и у всех атлетов техника отличается.

За кого из белорусских спортсменов болел, переживал и кто больше всего впечатлил?

Больше всего переживал, естественно, за Таню Холодович. Когда смотрел женский финал, сидеть нормально не мог (смеётся). Каждую попытку жаждал, чтобы она метнула дальше. Но получилось, как получилось. Все наши спортсмены, не только медалисты, были на уровне. Эльвира, безусловно, оставила под большим впечатлением, а то, как Оля боролась с обстоятельствами и вырвала победу, дорогого стоит!

Ты горд тем, что ты белорус?

Да, я патриот своей страны и горжусь тем, что живу в Беларуси.

Хотел бы ты отобраться на командный чемпионат Европы и защитить честь нашей страны на этом старте?

Мне, если честно, хочется на всех соревнованиях выступать, потому что этот сезон мы провели с достаточно малым количеством стартов. Когда входили в форму, хотелось выступать, но было негде. Отстаивать честь своей страны и выезжать на международные соревнования всегда хочется. Меня не пугает присутствие соперников. Я прихожу в сектор и хочу метнуть копьё максимально далеко.

В 2017-ом году после выступления на молодёжном чемпионате Европы я сказал, что возьму реванш. Поэтому в следующем году я хочу хорошо выступить в Швеции. Готовимся туда, но планируем выступать и на зимнем кубке Европы.

Насколько важна для тебя борьба с допингом? Как ты относишься к спортсменам, которые используют запрещённые препараты в своей подготовке?

Когда ты знаешь, что используешь запрещённые препараты, а другие нет, и боритесь вы все вместе – это нечестно по отношению к остальным спортсменам. И даже по отношению к своей Родине нечестно, ведь люди верят в тебя, а ты входишь в число людей, использующих допинг.

Мы знаем, как важно для спортсмена восстанавливаться после нагрузок. Какими методами пользуешься ты?

После соревнований мы всегда делаем небольшой отдых – снижаем нагрузки. И ходим в баню. Вечером я стараюсь ложиться спать в 11 часов вечера, и встаю в 7 утра. Восьми часов сна мне вполне хватает.

Ты сейчас получаешь высшее образование. Как совмещаешь учёбу с тренировками?

В училище олимпийского резерва из-за подготовки к соревнованиям я трижды был на 2-ом курсе. В этом году я наконец-то его закончил и поступил в БрГУ им. Пушкина на факультет физического воспитания. Сейчас по утрам я на учёбе, а вечером иду на тренировку.

Есть ли у тебя увлечения помимо спорта? И как думаешь, если бы не лёгкая атлетика, в какой сфере деятельности ты бы смог себя найти?

Свободное время я повожу гуляя, общаясь, слушая музыку. Иногда, когда есть настроение, хочется порисовать: я люблю срисовывать, у меня с детства это хорошо получается. Но обычно свободного времени, как такового, и нет: учёба, тренировки – и ты просто едешь домой отдыхать.

Если бы не лёгкая атлетика, думаю, я бы пошёл в технический вуз. Я понимаю, как устроена техника, иногда читаю что-нибудь в интернете об этом. Это помогает в повседневной жизни. Часто просят помочь, и потом спрашивают: «Откуда ты это знаешь?» Отвечаю, что просто понимаю, что я делаю.

Какие соревнования в твоей карьере тебе запомнились больше всего?

Юношеские Олимпийские игры в 2014-ом году. Когда я туда поехал, я был в такой эйфории! Тогда это были мои самые масштабные соревнования, и я очень хотел хорошо выступить. У меня это относительно получилось: я стал пятым с личным рекордом. Этот старт я буду помнить всегда.

Цель и мечта, пожалуй, любого спортсмена – олимпийский пьедестал. Пятое место Юношеской Олимпиады в твоём послужном списке уже есть. А что для тебя значат Олимпийские игры, олимпийская медаль?

Это же стимул любого спортсмена! Олимпийское золото, любая олимпийская награда – это то, зачем мы тренируемся! Быть призёром Олимпиады – это смысл твоей жизни, твоей карьеры, потому что ты выбрал спорт. И ничего другого тебе уже не надо.

Как ты считаешь, в каком возрасте ты сможешь выйти на максимальный пик формы и показывать свои самые далёкие метры?

Если честно, никогда не задумывался, когда же будет пик моей формы. Я ещё молод и у меня всё впереди, мы добавляем от сезона к сезону. Плавно готовимся, и конечно, будем стараться выполнить норматив на Олимпиаду в Токио, на это есть все шансы. Пока будет позволять здоровье я буду метать. Нет ничего прекраснее, чем смотреть, как копьё летит очень далеко, и понимать, что это сделал именно ты!

Что является для тебя самой сильной мотивацией двигаться вперёд?

Быть лучшим и метать далеко. Мне просто нравится то, что я делаю.

А есть ли люди, которые своим примером вдохновляют тебя на подвиги? Не только в спорте, но и вне его.

В моей семье не было спортсменов, я первый, и для меня это стимул подняться на самый пик, который только возможен. Меня поддерживают мама и бабушка, и я всегда говорю о том, что они – самые главные мои болельщики. Кумира у меня нет, но равняемся мы все, конечно, на немцев и чехов. Ян Железный – рекордсмен мира – тот человек, результата которого все пытаются достичь.

Ты не раз присутствовал на церемонии вручения специальной награды ОО «БФЛА» «Атлетика» и по итогам 2014-го года стал её обладателем. Хотел бы ты добавить в свою копилку статуэтки за достижения в других возрастных категориях? На твой взгляд, признание лучшим спортсменом по итогам года мотивирует легкоатлетов на новые достижения?

«Атлетика» - это достойная награда за труд каждого спортсмена, которую получает лучший из лучших. Это результат усердного труда, и, конечно, это мотивирует на дальнейшую работу. При этом на тебе оказывается и груз ответственности, ведь тебя признали лучшим, и от тебя уже хотят большего результата. Тем более, и соперники не дремлют, и в нашей стране любой может стать обладателем этой статуэтки. Безусловно, я хочу и в молодёжном, и во взрослом спорте стать обладателем этой награды.

В чём заключается формула успеха, по твоему мнению?

Стараться, быть целенаправленным, настойчивым, делать своё дело, максимально возможно реализовывать себя на соревнованиях, грамотно работать с тренером, восстанавливаться, соблюдать режим сна, отдыха – и всё получится. Но самое главное, это желание и понимание того, что ты делаешь и что от тебя требуют.

Опиши в трёх словах, что для тебя метание копья?

Жизнь. Цель. Успех.

Белорусская федерация лёгкой атлетики благодарит Валерия за интересную беседу! Верим в выполнение жизненных планов, достижение спортивных целей и успешное выступление нашего атлета на самых престижных стартах! Пусть желание метать и любовь к лёгкой атлетике всегда будут при тебе, а поддержка твоих самых верных и преданных болельщиков – с тобой!

Фото: Александра Крупская, Марина Качан, БФЛА, а также из личного архива Валерия Изотова

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ