Привлекательность спорта заключается в том, что это не только сухие цифры метров, секунд, баллов, но и судьбы людей. Жизненным историям, которые создает спорт, может позавидовать даже самый опытный сценарист. И поэтому совсем не удивительно, что с течением времени, упоминая определенный вид спорта, мы вспоминаем имена, а только потом - метры, секунды и баллы. Белорусская легкая атлетика, как и подобает королеве спорта, связана с множеством прекрасных имен. Одно из них - имя Ивана Тихона, двукратного чемпиона мира, двукратного олимпийского призера в метании молота. Спортивных событий в его биографии хватит не на одну карьеру. А он на одной карьере и не останавливается. В сентябре 2020 года Иван Тихон возглавил Белорусскую федерацию легкой атлетики, почти год совмещая работу руководителя с подготовкой к пятым Олимпийским играм. Обычно журналисты называют таких людей "человеком-эпохой". Собственным видением своей эпохи в родной легкой атлетике Иван Тихон поделился со "Звяздой".
- Иван Григорьевич, в спортивном обиходе закрепилось понятие "легкоатлетическая семья". Каково это - быть "многодетным отцом" настолько большой семьи?
- Это понятие возникло, в первую очередь, потому что легкая атлетика доступна для всех, она-основа многих видов спорта. Каждый человек в своей жизни занимается легкой атлетикой - прыгает, бегает, ходит. Наша легкая атлетика славится своими высокими достижениями, интересными массовыми спортивными мероприятиями. Она на этом держится. И, естественно, что семья большая, легкая атлетика включает 47 олимпийских видов. А как быть главой такой большой семьи? Многодетные - всегда счастливы. Я чувствую себя счастливым человеком, который имеет возможность развивать свой спорт. Когда я был спортсменом, я делал вклад своими результатами. А сейчас руковожу развитием спорта, помогаю в применении и реализации новых идей.
- Вы сказали "был спортсменом"?
- Сегодня пока не конец года, контракт еще не закончился. Поэтому сегодня я еще действующий спортсмен. Для меня быть профессиональным спортсменом означает действительно заниматься, работать, показывать результат. А тот, кто просто занимается физкультурой для поддержки своей формы, - любитель.
- 2021 год был довольно сложным: Олимпийские игры, тяжелая эпидемическая ситуация, другие проблемы. Как вы можете его оценить?
- Очень тяжелый год. Мы продолжаем сталкиваться с коронавирусными ограничениями. Олимпийский цикл увеличился на год, следующий - стал меньше на год. Очень трудно планировать работу и прогнозировать, что будет дальше. Но мы все находимся в равных условиях. Если делать анализ, после Олимпийских игр все ведущие атлеты делали год перерыва, не бросали спорт, а просто уменьшали нагрузки, чтобы полноценно восстановиться и зарядиться на дальнейшую работу. Для опытных спортсменов это очень важно. После Олимпиады в Токио такой возможности нет. А дополнительный год перед Олимпийскими играми имеет огромное значение. Лично для меня пятилетний олимпийский цикл был еще одной задачей, которую хотелось решить с положительным результатом. Каждый спортсмен воспринял эту ситуацию по-своему. Когда человек боец, он не сдается перед препятствиями, а начинает работать, старается побеждать, ищет слабые места, которые нужно исправлять, чтобы победить.
- Однако все, запланированное на 2021 год, выполнили?
- Если говорить о федерации легкой атлетики, то пришлось приостановить работу над проведением массовых спортивных мероприятий. Участие в Минском полумарафоне было лимитировано до 10 тысяч. Опять же, соревнования отменялись, переносились. На Олимпийских играх у нас была одна медаль Максима Недосекова. Это первая медаль в прыжках в высоту в истории суверенной Беларуси. Были такие открытия, как Павел Мелешко, Алексей Котковец. Были спортсмены, как, например, Таня Холодович, которые не реализовали свои возможности. Алена Дубицкая во время сезона показывала результаты, которые на Олимпиаде позволили бы ей быть в восьмерке лучших, а то и бороться за третье место. Сто процентов, каждый из них, каждый 31 легкоатлет в Токио хотел продемонстрировать свои лучшие выступления. Но получилось так, как получилось. Мы видим, что те спортсмены, которые в этом году не полностью реализовались на Олимпиаде, горят желанием доказать обратное на следующих Играх. Мы пересмотрели критерии для попадания в олимпийскую команду, обратили внимание на дисциплину и порядок. Пересмотрена и работа тренерского штаба. Мы сделали выводы, вынесли уроки и работаем над реализацией новых идей и планов.
Что касается лично меня, конечно, я недоволен. Я всегда приезжал с медалями. Планируя свой тренировочный процесс, предвидел те моменты, которые могут повлиять на результат. Но, честно сказать, с некоторыми не справился. Не хватило не то что опыта... А хотя, может, в какой-то степени и опыта. Оправдываться я не буду, мое выступление неудовлетворительное. Я недоволен.
- Как вы можете оценить развитие легкой атлетики в регионах страны?
- Недавно прошла "Школиада", и мы увидели, как хорошо себя показывает Гомель в воспитании молодых спортсменов. Брест на детском уровне немного проигрывает, но брестские спортсмены хорошо проявляют себя на взрослом уровне. Каждый регион использует все возможности для развития своего потенциала. В каждой области есть свой старший тренер, своя федерация. Мы планируем на сайте БФЛА сделать раздел, где будет собрана информация по каждому региону. В следующем году запланировали массовые забеги в каждой области. Это эффективный способ популяризации нашего спорта.
Основная задача федерации - работа в спорте высших достижений и подготовка спортсменов. Однако мы на этом не зацикливаемся и всеми силами стараемся помогать регионам инвентарем, техническим оснащением. Идей и планов у нас много. Главное, чтобы хватило сил и времени их осуществить. Мы сосредоточили усилия на тех направлениях, которые помогут нашим олимпийцам максимально реализовать свой потенциал. У нас много талантливых спортсменов, которые уже вышли на уровень международной элиты, но не могут зацепиться за медали. И эту проблему мы должны рассмотреть, увидеть слабые стороны и их усилить. Образно говоря, урожай созрел, а собрать его мы не можем. Мы любуемся нашими атлетами, видим их желания и возможности, а... медалей нет, чего-то не хватает. И наша основная задача - убрать этот недостаток.
- Белорусская федерация легкой атлетики всегда много внимания уделяла беговым мероприятиям. Лично вы прониклись беговой культурой?
- Я сам начинал с бега, участвовал в Минском полумарафоне, в забегах в Гродно. Помимо того, что я активный спортсмен, мне нравится процесс организации. Для того чтобы организовать беговое мероприятие, нужно приложить много усилий. И мне нравится вместе с людьми разделять спортивную радость. Мы будем еще активнее проводить беговые мероприятия, прививать культуру бега. Возможно, разработаем такую систему, чтобы наши тренеры проводили беговые тренировки. Чем больше людей будет заниматься бегом, легкой атлетикой, тем лучшим будет здоровье нации.
- Часто спортсмены, которые отлично выступают на юниорском уровне, на взрослом — теряются. Иван Григорьевич, у вас как у человека, который всю жизнь посвятил спорту, есть ответ, почему так получается?
- Этот вопрос существует давно, как и ответ на него. Так происходит, прежде всего, из-за человеческого характера, подготовки, квалификации, тренера, его знаний и умений. Тренер видит молодого спортсмена, начинает давать ему нагрузку, но не ту, которая нужна в его возрасте. Даже по жизни видно, что есть люди, которые рано взрослеют, в 18-19 лет они уже взрослые. А некоторые раскрываются позже. И этот фактор необходимо учитывать при приготовлении.
Еще одна причина - это наша система обучения. Пока человек учится в училище, в университете, у него есть все возможности заниматься спортом, тренироваться. Если он выходит в самостоятельную жизнь и не попадает в сборную, ему нужно искать работу, чтобы зарабатывать на жизнь. Времени не хватает, и приходится делать выбор. Обычно такая ситуация возникает в 22-23 года, а те же метатели вызревают в 25-27 лет. То есть они не успевают раскрыться, а им уже приходится делать такой серьезный выбор, и не всегда в пользу спорта. Спорт - это высокая конкуренция, нужно постоянно тренироваться, показывать результаты, это постоянные разъезды. А на обычной работе будет понятен график и стабильный доход. И тренеры не всегда могут привести нужные аргументы, чтобы доказать человеку, что он талантливый спортсмен, способный показывать результаты.
Причин, почему так получается, очень много: начиная с научного подхода и заканчивая простыми жизненными, бытовыми вопросами.
- По вашему мнению как спортсмена и родителя, насколько большую роль играют родители в карьере молодого спортсмена?
- Люди отдают своих детей в легкую атлетику, потому что она доступна, полезна для здоровья и не требует больших затрат. И очень хорошо, что отдают. Но на соревнованиях я очень редко вижу родителей. Казалось бы, зрителей должно быть вдвое больше, чем участников. А тут - нет. А почему? На соревнованиях по игровым видам мама, папа, бабушка, дедушка поддерживают своего малыша, даже на тренировки ходят вместе с ним. А легкой атлетикой якобы сироты занимаются. Отправили ребенка, он сам пошел, выступил, домой вернулся. С одной стороны, так воспитывается самостоятельность. А с другой стороны, родители тоже должны быть заинтересованными. Летом легкой атлетикой удобно заниматься, а зимой нужно больше сил, условий. Ни одни родители не захотят, чтобы их ребенок зимой в мороз метал молот, лучше они его в бассейн отведут. Все держится на тренерских плечах, именно они должны заинтересовать, привлечь в легкую атлетику и детей, и их родителей. Все держится на обычных человеческих качествах.
- Турнир по метанию молота на призы Ивана Тихона в Жировичах будет продолжаться?
- Мы проводим турнир с 2005 года. И за это время он лишь однажды отменялся, когда началась пандемия коронавируса. Он, безусловно, будет продолжаться. Основная цель турнира - привлечь молодых спортсменов, сделать для них праздник, чтобы они имели еще одну возможность показать свои способности, порадовать тренеров, родителей. Жировичи - центр православия. И этот турнир - отличная возможность побыть вместе с семьей, совместить приятное с полезным. Родители могут не только посмотреть выступления детей, но и сходить на службу в церковь, рассказать своим детям об этих священных местах, донести до них что-то важное.
- Ваши дети, имея такой генетический подарок, спортом занимаются?
- Тренеры, которые видели моих детей, говорили, что способности для спорта у них есть. Мама, папа прошли спортивную школу, и у детей есть генетически заложенные спортивные способности. Но они занимаются на любительском уровне, просто для себя. Я их не заставляю, не настаиваю. Просто прививаю любовь к легкой атлетике, рассказываю, как это полезно для здоровья, для характера. Я доказываю, что спорт формирует личность и поэтому не нужно его отставлять в сторону. Я поддерживаю своих детей во всех их желаниях, в пределах разумного, конечно. Мне важно, чтобы мои дети занимались своим любимым делом, а не моим.
- У вас очень насыщенный график. Часто удается провести время с семьей?
- Мы с женой с самого начала сделали акцент на спорте высших достижений, на моих результатах. И я очень часто отсутствовал. Если взять все годы нашей семейной жизни, процентов 70 мы провели по отдельности. Сломать такие традиции очень трудно. Сегодня это продолжается. С понедельника по пятницу я в Минске на работе. Суббота-воскресенье - в Гродно с семьей. Но в Гродно тоже есть легкая атлетика и иногда надо там поработать. Жена уже начинает ругаться, но она все понимает. И я ей за это очень благодарен. Женщины - это великая сила.
- В интервью "Звязде" олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Валерий Шарий заметил, что умеет метать диск, ядро, но не понимает, как метать молот. У вас есть какой-то вид спорта, который вы не можете понять?
- Отвечая Валерию Петровичу, отмечу, что в метании диска или ядра есть контакт со снарядом. Молот находится на расстоянии. Возможно, причина в этом. А так я даже не знаю, что могло бы у меня не получиться. Если есть желание развиваться, исследовать, любое занятие покорится. Когда я начинаю чем-то серьезно увлекаться и работать, обязательно дохожу к сути.
- Иван Григорьевич, вы всегда очень спокойный и уравновешенный. Кажется, в наше время это очень трудно. В чем секрет?
- Со спокойным характером проще принимать правильные решения. В спорте высших достижений при высокой конкуренции учитываешь каждые мелочи, которые могут повлиять на результат. На результат значительно влияют настроение, соперники, которые могут дать дополнительный стимул. Когда выступаешь и начинаешь психовать, соперники видят, что что-то не получается. Они тоже это учитывают. Поэтому за столько лет в спорте я научился скрывать свои эмоции, чтобы не давать соперникам дополнительных шансов. А так у меня, как у обычного человека, внутри кипят эмоции, хотя я это и не показываю.
- В спорте большое значение имеет мотивация. В чем ваша мотивация не как спортсмена, а как руководителя целого вида спорта?
- Я посвятил легкой атлетике почти 30 лет. Как я могу уйти из этого спорта и изменить свою деятельность? Можно так сделать, но это почти что измена самому себе. И очень трудно прощаться. Это как прожить с человеком всю жизнь, потом разойтись, но постоянно мысленно возвращаться, вспоминать. Так зачем прощаться, если можно сделать что-то полезное, помочь в развитии. С позиции спортсменов я видел некоторые нюансы, сейчас у меня как у руководителя есть возможность их исправить. Для меня сегодня главная мотивация - делать то, что я умею, реализовать наши идеи, популяризировать легкую атлетику, чтобы не только на дорожках стадиона прыгали и бегали атлеты, но и на трибунах были любители. Моя мотивация - привить людям культуру занятий легкой атлетикой, привить интерес к королеве спорта. И самая главная цель - работать на благо высших достижений наших спортсменов, чтобы продолжались наши традиции и закладывались ориентиры для молодого поколения.
Источник: zviazda.by