Новости
ВИТАЛИЙ ПАРАХОНЬКО: Я ТОЛЬКО НАЧИНАЮ РАСТИ
04 Апреля 2020
2259

Виталий Парахонько пришел в бег с барьерами в 16 лет и уже спустя несколько сезонов стал показывать такие же результаты, как и его соперники, ступившие на беговую дорожку намного раньше. Шаг за шагом - и Виталий стал лидером мужской сборной по бегу с барьерами. Победы и попадания на пьедесталы международных стартов не заставили себя ждать. Прошлым летом спортсмен сумел выиграть серебряную медаль II Европейских игр в Минске, а чуть больше месяца назад прибежал ко 2-му месту на международном турнире во французском Мондевиле Meeting d'Athletisme de Mondeville. Сам атлет уверяет: это далеко не предел, он только начал расти.

Вашему вниманию интервью со спортсменом, подготовленное Сергеем Солонкевичем для журнала "Спортtime", а также яркие фото от Марии Кождан.

Нестандартные тренировки и близость к национальному рекорду

Я достаточно быстро научился не сбивать барьеры. Если и заваливал их, то это было редкостью. Зачастую спортсмены сносят барьеры из-за высокой скорости. Ты вроде бы и бежишь чисто, но если скорость высока, а между барьерами тебе тесно, то можешь их задеть. На тренировках барьеры цепляю редко, а на соревнованиях скорость и адреналин сказываются. Нелюбимых барьеров у меня нет, но есть другой нюанс. Зимой мы бегаем 60 метров, когда нужно перепрыгнуть 5 барьеров. Летом - 110 метров, а это уже 10 барьеров. Если спортсмен недостаточно подготовлен и ему не хватает выносливости, то 9-й и 10-й барьеры могут оказаться самыми сложными. Силы заканчиваются - и ты можешь зацепить препятствия. Поэтому после зимы поначалу непривычен переход на другую дистанцию и удвоенное количество барьеров.

Чтобы начать заниматься бегом с барьерами, не нужно ничего. Обычные майка и шорты, самые простые кеды - и идешь заниматься. Моя первая тренировка вообще прошла в босоножках: футбольные бутсы имелись, а кеды до этого никогда не носил.

В Орше были классные условия для занятий. Я получал удовольствие от тренировок. Мне комфортно тренироваться и в Минске. Здесь уютно и много знакомых. Выступать на соревнованиях приятно везде. Например, на Европейских играх в Минске была фантастическая атмосфера: много людей и ощущение, что соревнуешься где-то за границей.

Два года назад я понял, что нужно двигаться дальше, и переехал в Минск. Моим тренером стал Виктор Мясников. С ним тоже удалось неплохо поработать. Я многому у него научился, но решил, что нужно идти дальше и что-то менять.

Люблю выполнять новые упражнения. Их можно заимствовать из другого вида спорта, упражняться с мячом. Мне вообще нравится придумывать что-то нестандартное.

Сейчас езжу на сборы в Ригу и тренируюсь у Людмилы Ольяр. Мы с ней нашли общий язык: мне импонирует ее философия, ее подход к тренерскому процессу. Мне нравится ее видение барьерного бега, методика работ.

Когда начал тренироваться в Риге, понял, насколько хороши условия для подготовки в Минске. В Риге нет таких манежей, врачей-массажистов и так далее, поэтому наши условия я ценю.

Сейчас тренируюсь 5 дней в неделю. Во время сборов проходит по 2 тренировки в день. У меня разноплановые занятия: тренажерный зал, прыжки, прыжки на одной ноге, прыжки в длину с разбега. Также бегаем много спринтерских отрезков.

Мой личный рекорд на 110 метров - 13.40. Даже национальный рекорд был близок - не хватило 4 сотых. Я получал удовольствие от бега и понимал, что могу еще больше. Мне было приятно выиграть серебряную медаль на Европейских играх, да еще и выступая дома, в Минске. Пока это одно из моих наиболее значимых достижений.

Совершенствование, дух борьбы и достижение результата для меня важны в одинаковой мере. Как и любому спортсмену, мне хочется выигрывать медали для себя и своей страны. Среди всех своих качеств отмечу целеустремленность и трудолюбие. А еще я люблю то, чем занимаюсь.

Не забег, а гонка

В спорте бывают и разочарования, особенно когда что-то не получается на соревнованиях. В 2017 году я поехал в Белград на чемпионат Европы в помещении. Тренировался, готовился, настраивался. Вышел на дорожку, у меня случился фальстарт - и я уехал домой. Это было очень неприятно, потому что ничего не успел сделать.

Первое после этого случая время я засиживался на старте, потому что боялся выбежать раньше времени. Только через месяц у меня исчез страх фальстарта.

В день соревнований стараюсь вообще не думать, что мне нужно бежать. Я готов, осталось только реализовать то, что наработано на тренировках. Стараюсь выходить на старт и получать удовольствие, чувствовать поддержку трибун.

Я верующий человек. Вырос в семье, в которой родители ходили в церковь. Когда я немного подрос, то тоже стал посещать церковь. В день соревнований могу почитать Библию. Для меня важна вера в Бога. Это помогает ко всему относиться спокойнее. Когда выхожу на старт, знаю, что Бог со мной и все будет в порядке. Я ко всему отношусь рассудительно и без суеверий.

Всегда настраиваю себя на хороший результат. Если у меня забег вечером, то днем могу выйти прогуляться и подышать свежим воздухом. Сидеть в комнате и ждать старта - так себе. Не могу сказать, что спокоен на сто процентов: мандраж присутствует, хоть и не большой.

В любом забеге в идеале нужно выиграть первый барьер. Это почти залог победы во всей гонке, особенно на дистанции 60 метров. Очень важно уметь разбегаться со старта. Если соперник силен, то, проиграв ему первый барьер, вероятнее всего, победу уже не вырвешь.

На республиканских соревнованиях еще можно попробовать догнать лидера, на чемпионатах Европы и мира это уже невозможно. У меня в карьере бывали моменты, когда все уже побежали, а я затормаживал. В таких ситуациях все потеряно и ты практически на старте понимаешь, что остается просто бежать, ни на что не надеясь. Но я все равно думаю, что нужно бороться до конца. Бег с барьерами - такой вид, что соперник может и упасть. Никто и никогда не знает, что будет за следующим барьером.

Случается, что во время бега мы цепляем друг друга. Это происходит редко и случайно. Наверное, потому что у нас такой вид спорта, без грязи. Никто никого умышленно не задевает.

В национальной сборной не так уж и много людей. Разумеется, я со всеми знаком, общаюсь на тренировках и соревнованиях. На турнирах мы друг друга поддерживаем, приходим на стадион, чтобы поболеть. Атмосфера в команде потрясающая.

Часто барьеристы, в том числе и за рубежом, называют забег гонкой. По сути так оно и есть. Иногда гонкой можно назвать и сам путь на соревнования. Чего я точно никогда не забуду, так это как мы летали в Китай выступать на Всемирных военных играх. Туда добирались на военном самолете «Ил-76». Летели очень долго. Весь перелет с пересадками занял 20 часов. Память осталась на всю жизнь.

Заинтересовал атлетикой Усэйн Болт

До 16 лет я занимался футболом. Ничего толком не знал о таком виде спорта, как легкая атлетика. Но однажды увлекся трансляцией чемпионата мира. Тогда как раз выступал Усэйн Болт. Мне приглянулся бег и в целом этот вид спорта. Буквально на следующий день в моей родной Орше нашли тренера Александра Гутина, у которого я и начал заниматься. С ним у меня сложились чуть ли не дружеские отношения. Мы до сих пор общаемся. Он меня вывел на приличный уровень и на тот момент был лучшим и наиболее подходящим для меня специалистом.

Я действительно пришел в бег с барьерами очень поздно. Зачастую в наш вид приходят в 10-11 лет. Первый год тренировок я вообще не бегал с барьерами. Отрабатывал дистанции по 100 и 200 метров. Если ты приходишь в легкую атлетику в 10 лет, то пробуешь в ней все подряд, пока не найдешь свою нишу. Тренируешься 2-3 месяца, чтобы просто понять, что именно тебе нравится. Исходя из этого, тренер видит, что тебе можно предложить. В свои 16 лет я тоже делал все подряд, как и 10-летние: бегал, прыгал и так далее. Не было чего-то основного, поэтому брался за все, что нравилось.

А вот бегать с барьерами совсем не хотел. Когда мой наставник предложил мне попробовать, то я отказывался и настаивал на том, что буду бегать в спринте на 100 и 200 метров. Однако тренер с самого начала видел во мне перспективу именно в барьерном беге. Он убедил меня попробовать. Для этой дисциплины нужен высокий рост, барьерист должен быть сильным, быстрым и гибким. Наверное, я подходил по всем параметрам.

То, что делают новички в 10-11, я проходил в 17! И на первых же соревнованиях показал неплохие результаты. Только тогда меня зацепило. Когда определился с барьерами, сосредоточился только на них. Загорелся! Мне хотелось как можно скорее всему научиться. Смотрел видео в интернете, пытался повторять действия знаменитых барьеристов.

Наверное, у меня есть талант. Без него никуда, как и без желания. Когда начинал, моим ориентиром был теперь уже экс-рекордсмен мира в беге на 110 метров с барьерами кубинец Дайрон Роблес. Я целыми днями смотрел видео с его забегами и, можно сказать, рос на его технике. Старался научиться бегать так же. Мне нравились его движения, то, как он преодолевал барьеры.

Если в 16 лет мне казалось, что спринт на 100 и 200 метров выглядит более зрелищно, а барьеры - скучно, то, начав бегать барьеры, понял, что именно это и есть самое зрелищное. Мне нравится чувство преодоления барьеров, дриблинг, ощущение скорости. Хочу бегать столько, сколько возможно. В свои 26 лет могу сказать, что только начинаю расти. Буду стремиться отобраться на Олимпийские игры и побить национальный рекорд на 110 метрах. Думаю, что все реально и достижимо.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ