Прямо сейчас Анастасия Мирончик-Иванова - лучшая на планете прыгунья в длину. Спортсменка, которая еще пару лет назад отбывала дисквалификацию и рисковала навсегда исчезнуть с соревновательного горизонта, не только вернулась, но полностью перехватила рычаги управления судьбой. Сегодня 31-летняя легкоатлетка превращается в во многом уникальный для белорусского спорта феномен. В интервью для PRESSBALL Настя рассказала о дисквалификации, карьере певицы и откровенных фото в социальных сетях.
Августовский турнир в Секешфехерваре стал одним из первых в международном легкоатлетическом календаре 2020 года. Для белорусских венгерский выезд и вовсе превратился в дебютную пробу сил на мировом уровне после долгого коронавирусного затворничества. Многие к возобновившимся стартам относились с настороженностью: дескать, попробуем, но без форсажа. Куда важнее пусть переиначенная, но все же ритмичная подготовка к Олимпийским играм в Токио. Однако из-за рубежа Настя вернулась с победой. Причем с результатом (6.77) из тех, дальше которых летают в основном топы «Бриллиантовой лиги» вроде Бритни Риз. Случайность? Точно нет. Ведь белоруска летом прыгала на 6.93, что вознесло ее на вершину мирового протокола. Эти цифры подчеркивают стабильность и амбициозность Мирончик-Ивановой, которой в спорте могут похвастаться единицы. Эти же черты отлично отображают характер Анастасии.
Начало карьерного пути девушки из Слуцка было до боли банальным. Отец - учитель физкультуры - сделал все возможное, чтобы непоседа-дочь направила свою энергию в спортивное русло. Но, если присмотреться, уже на этом этапе в привычной, казалось бы, истории, начинают проскакивать нетривиальные стальные нотки. Настя вспоминает:
- Я всегда была шустрой, и уже тогда папа видел во мне задатки спортсменки. И, как следствие, хотел через дочь воплотить в жизнь свои мечты, которые не реализовал в мире больших достижений. Подготовка не отличалась оригинальностью: кроссы, подтягивания, лыжи, активные прогулки. Остальное свободное время проводила в мужской компании во дворе. Ребята были старше и быстрее, но это только стимулировало тянуться за ними, догонять. Анатолий Караневич, к которому предложил перейти друг отца, изначально предлагал тренироваться дважды в неделю, но я пошла на шантаж: или каждый день, или не прихожу в принципе. Так и подружились.
Шантажом взяла Настя и Юрия Моисевича. Нынешний главный тренер сборной в то время ходил в «рядовых», но именно к нему хотела перейти спортсменка. Иосиф Трахимчик в РУОРе пытался «слепить» из нее спринтершу, а девушка хотела летать.
- Непростой период. Как и многие талантливые дети уже в то время прыгала на 6.20 – и потому перебралась в Минск, в 14 лет. Переезд дался тяжело. Родители переживали за единственную дочку: я то и дело терялась по дороге на тренировку, сталкивалась с «дедовщиной». Утром тренировки в спорткомплексе на Даумана, вечером - на тогда еще не отреставрированный «Динамо». Между тренировками как-то успевала делать уроки. Старалась следовать за тренером и стать спринтером, но в какой-то момент все-таки не выдержала. Познакомилась с супругом - Сергеем Ивановым. Он и стал инициатором моего перехода. Однако Юрий Моисевич, у которого тренировался Сергей, выступил против. Пришлось воспользоваться проверенным методом: «Либо ухожу из спорта, либо принимаете такой, какая есть, и мы добиваемся результата». Понимала страх наставника, но в глазах читала желание рискнуть и попробовать. До сих пор помню, как кайфовала на тренировках! В итоге уже в юниорском возрасте улетела на 6.71!
В 2014 году у Насти и Сергея родился сын. Событие приятное и знаковое, но для любой спортсменки это - серьезнейшее испытание. Ведь два года до этого Мирончик-Иванова выступала на Олимпийских играх. А еще за год до этого случился тот самый памятный многим чемпионат мира в южнокорейском Тэгу, где непослушная прическа, коснувшись песка во время приземления, лишила белоруску гарантированной медали. Награда нашла нашу героиню лишь спустя восемь лет, после дисквалификации россиянки Ольги Кучеренко. По иронии судьбы - в то время, когда вне игры была и сама Настя. Но тогда, в 2014-м, у нее были совсем иные мысли и трудности. Решение стать мамой стоило ей разрыва с Моисевичем. «После ухода спортсменки в декретный отпуск, тренер остается один. Кто-то может переждать, кто-то набирает молодую группу. Наши пути с Моисевичем разошлись банально из-за стечения обстоятельств. Из декретного отпуска я возвращалась в никуда», - вспоминала Настя, решившая готовиться под руководством мужа. Сергей Иванов в возвращении сыграл важнейшую роль, но история камбэка - также про характер самой Мирончик.
- Сын родился летом, а через шесть месяцев я выступала на чемпионате Европы в Праге, где стала девятой с результатом 6.56. Чтобы подготовиться, пришлось многим жертвовать. Отказалась от кормления грудью: из-за нагрузок молоко просто ушло. Выходя на первые тренировки, была готова психологически, но физически все оказалось не так просто. Ноги просто подкашивались. Складывалось ощущение, что заново учусь прыгать. Спасло то, что у меня не было противопоказаний к тренировкам во время беременности. Ежедневно выполняла практически полноценную нагрузку, даже в роддом пришла пешком. Врач говорит, сегодня вечером рожать, а я ей в ответ: «Вернусь после тренировки». В слезах звонила мужу, чтобы забрал меня. Все были в шоке, но кое-как уговорили остаться в палате. Выписали нас на четвертый день. Его же можно назвать и первым в моем возвращении. С коляской в быстром темпе ходила по району. Возле дома есть овраг глубиной метров на пятнадцать. Спускалась в низшую точку, а вверх ползла, укрепляя стопы. После того, как через месяц физиологически все наладилось, я побежала. Ориентировалась на ощущения. В воспитании сына мне помогала и продолжает помогать мама. Можно сказать, не было бы у меня такой команды, не была бы я там, где я есть сейчас.
Еще одно возвращение случилось два года назад. В ноябре 2016-го Анастасию дисквалифицировали на два сезона после перепроверки допинговых проб четырехлетней давности. Аннулирование седьмого места в Лондоне. Отстранение от Игр в Рио, до которых на тот момент оставалось чуть больше месяца. Тяжелейший удар даже для самого крепкого характера. Настя вспоминала:
- Поначалу накрыл настоящий шок. За месяц до Олимпиады ехала на тренировку - звонок. И два года пустоты впереди. Я сначала не поверила. Спрашиваю: «Это что, розыгрыш?» Потом начали разбираться, отправили нашего химика на вскрытие проб. Там ведь получилось, что положительной оказалась лишь проба, взятая на Играх в Лондоне. При этом я постоянно проходила допинг-контроль на этапах Бриллиантовой лиги, на топ-турнирах, и ни до ни после Олимпийских игр не было ни одного положительного результата. Пыталась заниматься какими-то домашними делами, посвящать себя сыну, могла начать «загоняться».
Но вместо депрессии решила вновь выйти себя в сектор. В дни Олимпийских игр прыгунья соревновалась на стадионе РЦОПа: «как в Рио». А в позапрошлом сезоне вернулась по-настоящему и сходу начала взрывать протоколы. 6.74 уже на первом старте - матчевой встрече в Минске, 6.77 - на чемпионате Беларуси. В минувшем сезоне Настя трижды улетела на 6.76 (на чемпионате Европы в Берлине это было бы гарантированное золото) и однажды - на 6.74. Но, главное, изменилось отношение белоруски не только к спорту, но и к жизни. Она словно поняла, что награды нужно не ждать, а забирать самой.
- Два года отстранения - непростой период в жизни, но тренироваться продолжала в штатном режиме, позиций я не сдавала, руки не опускала. В 2018 году на чемпионат Европы меня выпустили, как зверя из клетки. Я очень ждала этого момента, но после турнира во мне появилось чувство нереализованности, расстройства, обиды от того, что не попала на пьедестал. Видела себя именно там и результаты показывали: должна была побеждать. Не скажу, что я рвалась кому-то что-то доказать. Просто пересмотрела отношение к спорту. Поняла: это порой нечестная борьба. Победитель есть только один, а остальное - не так и важно. Плюс появилось новое желание, чтобы сын гордился мной, когда вырастет и знал, что я оставила след в истории белорусского спорта. Возможно, я стану для него примером - он пойдет по моим стопам.
Перенос Олимпийских игр и урезание международного сезона для большинства спортсменов стало серьезным испытанием. Кто-то впал в депрессию, сидя на карантине. Кто-то успел травмироваться, пытаясь в два прыжка наверстать упущенную за месяцы простоя форму. Настя к новому испытанию отнеслась философски. Открыла календарь полетом на 6.93 на кубке Беларуси и, к слову, всерьез расстроилась, что не перепрыгнула 7 метров). Победила в Венгрии - и объявила, что до конца сезона стартует еще четыре-пять раз. Стала вовсю развивать карьеру в шоу-бизнесе - на чемпионате страны выступала под свою первую песню и анонсировала вторую. А заодно взяла за правило радовать поклонников «горячими» фотосессиями в социальных сетях. До нее продвигать себя без ущерба для спортивного результата удавалось единицам. Но Мирончик-Иванова на подобные замечания вообще не обращает внимания.
- Перенесенные на год Игры только на руку - есть время исключить все ошибки. Кроме того, люди смогут прийти на трибуны здоровыми, заполнить их, и нам не придется выступать на пустом стадионе. Это важно - я прыгаю для болельщиков. Отдаю им энергию, питаюсь их энергетикой. Мы создаем настроение друг другу.
Из этой же области - решение продвигать себя не только на спортивных площадках. Сначала Настя сама выкладывала фото. Теперь у нее появилась команда, которая работает над раскруткой: менеджер, пиар-менеджер и продюсер. Подписчикам в соцсетях, утверждает Мирончик-Иванова, она по-прежнему отвечает лично. Но теперь пиар-менеджер выстраивает контент-план и помогает писать посты, которые занимают много времени. Рядом появился продюсер, специалисты по вокалу и иные важные для любой звезды специалисты.
- Как спортивную личность меня знают. Работа команды направлена на то, чтобы раскрыть во мне артистку. Не претендую на звание крутой певицы, но мы усиленно работаем над голосом. Приходя в студию после тренировки, где оставила все свои эмоции, я пытаюсь найти какие-то новые силы, ощущения, внутреннюю энергию, чтобы вложить все это в свои песни. Сначала все было непривычно, поэтому первую песню записывали долго. Продюсер, он же известный баянист Виталий Воронко, эмоции из меня просто вытягивал. Он, кстати, сам меня и нашел. Выложила на страничку песни в домашнем караоке. На предложения со стороны не рассчитывала, как и не догадывалась, что во мне есть задатки певицы. Он написал, что у меня хороший тембр, объяснив: мол, это врожденное качество. Сошлись на том, что нужно встретиться, присмотреться друг к другу. Догадки Виталия подтвердились - и мы решили сотрудничать, подписали контракт. После первого успеха все пошло как по накатанной. Как будто сняли ограничитель. В конце сентября записываем клип. В будущем хочу попробовать себя дизайнером одежды. Есть задумки по созданию своей линии, многое уже оговорено со спонсорами и партнерами. Есть соглашение с фабрикой, которая нанесет логотип моего бренда на одежду. Уверена, что и Виталий не остановится. Ему по душе работать со спортсменами, потому что они всегда идут до победного конца.
Вне спортивных площадок Настю теперь зовут «Mirro». Ее псевдоним, созвучный с английским словом «зеркало», по словам спортсменки, должен стать отражением всех нас и ее самой. Получится ли - покажет время. Но то, что сама Анастасия стала узнаваемой и популярной, - очевидно.
- Реакция на то, что делаю, на снимки в интернете - разная. Уважаю мнение абсолютно каждого. Надеюсь, большинство поклонников относятся с пониманием. В аккаунте делюсь моментами личной жизни. Например, известное всем тату: пусть подписчики не переживают: если оно надоест - сведу. Благо сейчас есть такие технологии. Главное, чтобы мужу нравилось. В жизни я разная: домашняя, справедливая, где-то добрая, где-то грубая. Пусть люди меня видят со всех сторон. Тактичные, в том числе и девушки, пишут «у красивая фигура», просят помощи в создании такой же. Я на все комментарии отвечаю, даже негативные. Хочу донести, что и девушки, и мужчины обязаны хорошо выглядеть. Чтобы они не боялись работать над собой и лепить свое тело. Почему я не могу выкладывать итог своей работы? Тем более близкие поддерживают меня полностью. Мама комментирует и лайкает мои фото. Она понимает современный мир и принимает мою позицию. Муж участвует в фотосессиях. Порой сам проявляет инициативу в создании снимков. Очень жаль, что некоторые бояться выставлять откровенные фото. У каждого есть своя изюминка.
Рекорд мира в прыжках в длину у женщин равен 7.52. В свой лучший сезон - в 2012 году - Настя улетела на 7.08, и запрыгнула аж на 7.22 при попутном ветре (что лишило его статуса официального). В такие дали сегодня прыгают редко. Но белоруска всерьез рассчитывает закрепиться в элитной компании, а если она себе что-то вбила в голову…
- 7 метров - гроссмейстерский результат. Буду счастлива улетать на такое расстояние. А почему нет? Если перед собой не поставим задачу прыгнуть 7.50, то не получим того, чего хотим. Тем более, что мои тренировки сегодня показывают, что этот результат достижим. Хотя в спорте, конечно, может случиться все, что угодно. Допустив три заступа, пролетишь мимо всего, хоть и форма звенит. А можно в последней попытке переписать мировой рекорд. Но очевидно, что на Олимпийских играх в Токио на пьедестале может оказаться любая из спортсменок, занимающих сегодня верхние строчки мирового рейтинга. В том числе и я