Новости
Марина Арзамасова: пытаюсь всё делать по максимуму
03 Января 2016
1330

«Золотой», яростный, запоминающийся финиш Марины Арзамасовой, принёсший национальному спорту первый мировой чемпионский титул в беговых видах лёгкой атлетики, не оставил равнодушным абсолютное большинство представителей масс-медиа. Они почти единогласно, за исключением двоих из 98, включили в свою топовую десятку новоиспечённого планетарного триумфатора.

Марина Арзамасова стала не только лучшей спортсменкой года, но и абсолютной победительницей традиционного предновогоднего конкурса «СП», проводившегося в 57-й раз.

На одной из последних тренировок уходящего года корреспондент «СП» встретился с лауреатом конкурса и поздравил Марину Арзамасову ещё с одним званием в её жизни.

Наедине со всеми

— Мне весьма приятно и почётно быть лучшей в стране. Наш спорт богат талантами, и я понимаю, насколько трудно взвесить и оценить успех в художественной гимнастике или лёгкой атлетике, в биатлоне или теннисе. При одинаковых титулах и званиях, добытых на спортивных аренах, сложно определить усилия каждого для победы на финише. Я рада, что выбор пал на меня.

— Свою роль сыграли и симпатии представителей медийных служб. При равных условиях важно поведение спортсменов на арене и вне её, манера общения с прессой, в конце концов привлекательность…

— Именно журналисты чаще других общаются с нами, они в курсе последних событий, даже нашей личной жизни. Но весьма приятно, когда тебя узнают прохожие, расспрашивают о житье-бытье, о будущих стартах. Подобное, знаю, часто случается с Дарьей Домрачевой. Каждый из нас со своим характером, отношением к людям, но мы живём на арене, а не играем на публику, поэтому, как говорится, остаёмся наедине со всеми.

— А как насчёт узнаваемости Марины Арзамасовой?

— В последнее время и меня начали останавливать на улице, делиться впечатлениями. Не так давно в магазине, где покупала новые шторы, продавцы рассказали, что видели меня по телевидению, другие добавили, что читали обо мне в газете. Учительница подготовительного класса, в котором занимается моя шестилетняя дочка, сообщила, что она и её коллеги следят за моими успехами, многое знают о турнирах, где выступала. Уточню, что сама им о себе ничего не рассказывала.

Погоня за скоростью

— Вернёмся к главному событию легкоатлетического года — чемпионату мира в Пекине, на котором впервые в истории спортсменка нашей страны после бега на 800 м поднялась на высшую ступеньку пьедестала. Именно на ЧМ впервые в сезоне удалось разменять две минуты, причём получилось это сделать трижды. Подобного в стартах, предшествовавших чемпионату, не удалось ни разу.

— Из-за того, что зимний соревновательный сезон я пропускала, на тренировках делала упор на объёмы, потому и заложила прочную базу, приобрела устойчивую выносливость, но упустила такой этап подготовки, как специальная скорость.
Минувшим летом возвращать скоростные навыки стало труднее, чем в предыдущие годы, когда я основательно готовилась к стартам в помещении. Обычно весной я как бы подхватывала приобретённую хорошую форму, и к лету было намного легче соперничать на дорожке. В этом году произошло всё по-иному: без скорости, но с хорошей выносливостью от турнира к турниру пришлось набирать обороты. Благодаря большому предсезонному тренировочному багажу на чемпионате всё удалось как нельзя лучше.

— В предолимпийском сезоне подобный опыт придётся как нельзя кстати.

— В общем да, легкоатлетический турнир летних Игр пройдёт почти на месяц раньше, поэтому будем пытаться вместе с тренером Натальей Духновой объять и выносливость, и скорость. В программе ближайших зимних международных турниров, как сообщил мой менеджер, нет забегов на 800 м. Организаторы делают акцент на манежную «полторашку», им, наверное, хочется чаще видеть бег темнокожей Дибабы. Не надеюсь выступить на зимнем чемпионате мира в Портленде, поскольку он пройдёт очень поздно, в конце марта.

Старт в пять утра

— Вернёмся к самому знаковому событию — летнему мировому форуму в Пекине, к началу которого у будущей победительницы обнаружилась скорость.

— Да, и как подтверждение, уже в предварительном забеге я разменяла две минуты, показав 1.58,68. До того мне не хватало спринта, скоростного взрыва на финише. В течение сезона я ровно пробегала дистанцию, но в этом относительно спокойном русле не удавалось переключить скорости и «спуртовать» на заключительных 120 — 130 м. Как правило, соперницы ускорялись, меня обгоняли, а я добегала в прежнем темпе. Мы с тренером спокойно ждали нужного момента, не выходили на пик формы, искали в этом резерв, добавку.

В июле я сделала заключительный старт, немножко восстановилась и весь месяц больше времени посвящала спринту, скорости, чередуя их с небольшим отдыхом.

— Судя по выражению вашего лица после финиша в предварительном забеге, цифры на табло слегка удивили…

— Я приехала в Пекин за день до старта. Организм не успел перестроиться, плохо удавалось заснуть. В пять утра по белорусскому времени я вскочила, уже заставляла себя выкладываться на дорожке по полной программе. Конечно, было очень тяжело, но втянуться помогала интенсивная разминка, а также массаж.

— После успешной квалификации ждали полуфинала, и опять надо было настраиваться на победу.

— А как иначе, там лишь первые двое проходили дальше. В предварительном забеге победа, откровенно говоря, пришла спонтанно. Я выбежала вперёд, за мной ускорились другие, и тут уж надо было тянуть воз до конца. В полуфинале ещё более жёсткое соперничество разгорелось не на шутку. Все выкладывались на 110 процентов, к тому же пришлось завершать бег по второй дорожке, со всеми исходящими из подобной ситуации «прелестями».

— В финале удовлетворение принесла бы любая медаль или только золотая?

— В Пекине я настраивалась только на победу. Если бы меня об этом спросили в октябре, когда только начала готовиться, то тогда бы ответила, что буду довольна любой медали, даже бронзовой. Но ближе к старту, а особенно после полуфинала, где я показала второе время, не хотелось занимать такую же позицию в финале. Просто после финиша стало бы грустно.

«До свидания, девчонки!»

— В решающем забеге ситуация выглядела очень напряжённой. Мы, сидя у телевизора, лишь могли держать кулачки на удачу…

— Не скажу, что в тот момент мне было очень трудно. Да, я всё отдала, но события происходили как во сне, хотя при этом мозг работал с молниеносной скоростью. В любой момент я чётко понимала, что мне надо делать, где стать, как действовать дальше. Сейчас, когда пересматриваю запись финала, удивляюсь сама себе. Я грамотно заняла позицию на дорожке, умело выдвинулась вперёд при переходе на общую дорожку, контролировала ускорение соперниц на дистанции. Когда кенийка за 300 м увеличила темп, я поначалу держалась следом, но затем её обогнала. Что было сил набежала на финиш. На последней прямой со мной поравнялись конкурентки, и многие, как потом рассказывали, думали, что меня обязательно обойдут. Увидев боковым зрением, что кое-кто из соперниц начал опережать, я не запаниковала. Наоборот, мысленно им сказала, мол, до свидания, девчонки, и убежала от них.

— По возвращении домой отношение к новоиспечённой чемпионке мира — другое, полное почтения?

— Скажу, что в моей жизни ничего особо не изменилось. Да, я счастлива, уверена в себе, многое очень хорошо получается, поэтому тренируюсь с радостью. А когда всё удаётся, возникает азарт, желание делать больше и лучше. Утром намного легче вставать и отправляться на тренинг.

Год назад я не понимала состояния чемпионки мира, два года назад не знала, как выиграть «Европу». Всё время просто пыталась многое делать по максимуму, правильно и, самое главное, с удовольствием тренироваться.

Марина — дочь Равили

— С годами вы всё больше становитесь похожи на свою мать Равилю Аглетдинову, и порой даже тянет окликнуть вас по её имени…

— Многие, кто знал маму, говорят, что мы похожи по бегу, по телосложению и, конечно, внешне. Случается, за границей меня встречают люди, жившие на постсоветском пространстве и знавшие Равилю Аглетдинову, подходят ко мне и здороваются, говорят, что мы внешне очень похожи.

— Рекорд матери на 800 м — 1.56,24 — выглядит запредельным. Так быстро ныне редко кто бегает. Не хотелось ли приблизиться к таким скоростям?

— Нет предела совершенству! Я готовлюсь, тренируюсь, а как будет складываться бег, время покажет. Главное, чтобы всё сошлось: и форма, и состояние моё и конкуренток, тогда многое может случиться.

— Новые временные барьеры — не самоцель?

— Нет такого желания — железно побить рекорд, как, впрочем, и зимнее достижение моего тренера Натальи Духновой. У меня одна цель — определённое место на финише, а не рекордное достижение. Сейчас много времени посвящаю семье, дочери, которая в шесть лет умеет читать и писать. В этом году она начала заниматься большим теннисом, я вижу, что ей новое увлечение нравится, она внимательно слушает тренера, старается всё выполнить.

— Как встретите Новый год?

— Как всегда, дома, с родителями мужа, с семьёй его брата, с нашими бабушками. Но засиживаться за столом не придётся, назавтра надо выйти на обязательную пробежку. 2 января уже ждёт полноценная тренировка. Праздники праздниками, а работа работой.

Автор:   Михаил Дубицкий

Источник: sportpanorama.by

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ