Все лучшие результаты в марафонском беге Нина Савина показывала в Японии. В 2018 году она открыла счет своим международным марафонам в Кракове, стартовала на чемпионате Европы в Берлине, но лучший результат все равно показала в японском Кобе (2:33"36). В 2019-м в Сайтаме "разменяла" 2:29. Тенденцию должен был, по идее, продолжить олимпийский Саппоро, но система дала сбой. Сегодня Нина, ставшая месяц назад победительницей Минского полумарафона, готовится к новому сезону и пытается разобраться в тех уроках, которые пришлось усвоить в Японии.
После Минского полумарафона прошел, считай, месяц. Понятно, что такие забеги не могут быть частыми, но при этом осенью зачастую спортсмены пробуют где-то стартовать. Какие у тебя планы на оставшиеся до зимнего сезона недели?
- На нынешнюю осень я уже точно ничего не планирую. Думаю про будущий год. Возможно, какой-то вариант появится в декабре. Но пока нет никакой конкретики: сейчас такое время, что спланировать что-то загодя и в нормальном режиме просто невозможно.
В таком режиме все марафонцы живут уже не первый год. Твой нынешний сезон, даже с учетом его олимпийского статуса, также вместил в себя всего один марафон (хоть и олимпийский) плюс парочка «половинок». Войти в привычный соревновательный график с двумя-тремя серьезными стартами за сезон никак не удается. Это сильно сказывается на ощущениях и подготовке или уже сумела адаптироваться к такому рваному режиму?
- Да, из-за обстоятельств, которые происходят вокруг, не получается ни спланироваться, ни подготовиться в нормальном формате. Понятно, что ко всему привыкаешь, но постоянные отмены и невозможность строить подготовку на будущее, дают о себе знать. Стартов нет, а марафонкам важно стартовать, чтобы не терять соревновательной практики, чтобы набирать как можно больше опыта. Он в таких забегах имеет очень важное значение. Невозможно без опыта пробежать серьезный марафон с хорошим результатом. Важно понимать, как ты готов, как можешь строить бег на фоне соперниц, что может твой организм. Все стараются перед основным стартом пробежать еще какой-нибудь марафон, чтобы оценить все эти моменты.
Ты пробуешь искать варианты на будущий год, на весну?
- Да, конечно, мы пробуем планировать. Очень надеюсь, что к весне с этим станет проще, ситуация будет более понятной и предсказуемой. Но если говорить про нынешний этап, то буквально все дается очень тяжело. С другой стороны, после олимпийского марафона и полумарафонов в Польше и Минске я бы сейчас и не пыталась искать для себя старты. Хорошего результата там бы все равно не было.
Обычно ты старалась заявляться и на кроссовые соревнования. Совсем скоро в Гродно чемпионат Беларуси по кроссу: он есть в твоих планах?
- Да, я обычно старалась не пропускать кроссы, но в этот раз решила дать себе передышку. Очень важно не только тренироваться, но и восстанавливаться. Но зимой собираюсь стартовать. Точно хочу участвовать в чемпионате страны в помещении, пробовать себя.
Не рассматривала вариант зимнего отдыха без стартов?
- После Минского полумарафона я как раз этим и занималась - отдыхала. В том числе поэтому я попросту не буду готова к кроссовым стартам. Решила позволить себе расслабиться. А вот зимой, наоборот, нужно начинать готовиться к предстоящим соревнованиям, набирать форму.
Переведя дух во время отдыха, можешь сейчас сказать, довольна ли тем, как сложился для тебя минувший сезон?
- Не совсем. Вижу много ошибок, на которые стоило бы обратить внимание. Не довольна и своим выступлением на олимпийском марафоне. Хотела показать более высокий результат. Темп, в котором я вела тот марафон, был запланирован изначально. Там было жарко, опыта выступления в таких условиях у меня не было, и было непонятно, как поведет себя организм. Старалась следовать установке, но рассчитывала, что в итоге удастся немного прибавить. Увы, «не пошло». Сейчас, анализируя тот результат, я прихожу к выводу, что в подготовке было допущено довольно много ошибок. Причем самых разных. Если все собрать в один список, он получится длинным. Раскрывать все детали я, конечно, не буду, но учту обязательно. Если же резюмировать, то я подошла к марафону в Саппоро не в самом свежем состоянии. Хотя по сезону показала личный рекорд на «пятерке» и рассчитывала, что на Играх буду в хорошей форме. Полагаю, я просто перегрузилась тренировками на заключительном этапе. Лучше было бы недотренироваться, чем перетренироваться.
В любом случае и олимпийский сезон, и олимпийский марафон - ценный опыт. Какие главные выводы ты сделала из них?
- Основной вывод - ко всему нужно подходить с максимально трезвой головой. Олимпийский марафон - это просто еще один марафон. Сейчас я могу совершенно точно это говорить.
Ты так не считала?
- Скажем так: сейчас я считаю, что в плане психологии к нему нужно подходить более спокойно. Не загонять себя в какие-то рамки. Это - очень серьезный старт, и я начала себя накручивать. А в итоге эта ответственность буквально сжирает себя изнутри, и ты выходишь на старт буквально пустым. Бежать на хороший результат в таком состоянии очень тяжело. Конечно, сыграли роль и погодные условия, но, в первую очередь, все проблемы начинаются «с головы». У меня так и случилось. Стартов такого уровня у меня уже давно не было. Да и вообще марафонов давно не бегала. Сплошная неизвестность.
Сейчас появилось ощущение, что с соперницами на таком уровне реально было и будет побороться за высокие места, или все же уровень слишком высок?
- Думаю, бороться с ними можно было и в Саппоро, и на будущих марафонах. Оля Мазуренок на Олимпиаде в очередной раз доказала, что она очень сильна. Но при этом важно и то, что она еще раз всем показала, что реально бороться практически с любыми соперницами. Но, еще раз повторюсь, что марафоны, и особенно марафоны такого уровня, это, прежде всего, опыт. В том числе опыт правильного подведения себя к главному старту.
Можешь сказать, что опыт, который ты получила в минувшем сезоне и особенно в Саппоро, ощутимо повлияет на твой бег и твою подготовку?
- Безусловно, это - важный опыт, и он повлияет на многие аспекты моей подготовки. Как минимум, я теперь знаю, что по жаре нужно бежать совершенно иначе, чем в более комфортных условиях. И готовиться к таким стартам нужно также иначе, нежели как делала это я перед Токио. Надеюсь, теперь я смогу использовать эти знания. Мои результаты на всех марафонах, которые я бегала до Токио, шли вверх. И потому на каждый следующий старт я выходила со свободной головой, бежала легко. А на Олимпиаде все вдруг оказалось совсем иначе. Возможно, не хватило психолога.
Ты работаешь с психологом?
- Теперь - да. И считаю, что он очень полезен. Даже если у тебя случаются какие-то недопонимания в тренировочном процессе, можно попросту высказать их, проговорить, обсудить. Это помогает.
Твой муж - Дмитрий Иваненко - также спортсмен, также бегает пусть не марафоны, но достаточно длинные дистанции. Полагаю, с ним также можно обсудить многие нюансы подготовки?
- Безусловно, он очень помогает, но общение с психологом - это немного другое. Попробовав поработать с ним, я могу сказать, что не зря эти специалисты готовятся к этой работе и долго учатся.
Как ты сейчас готовишься? Рассчитываешь, что перед предстоящим сезоном удастся провести какие-то сборы?
- Пока ничего не планируется. Все в такой неопределенности, что и сказать что-то сложно. Просто тренируюсь. Бегаем вместе с братом и мужем, готовимся к зимнему сезону.
Насколько старты в манеже могут быть актуальны и полезны для спортсменки, которые специализируется на марафонских дистанциях?
- Да, там сложно смоделировать условия марафона. Но при этом старты в манеже это какая никакая, но проверка себя. Плюс эмоциональный тонус. К тому, что ты только тренируешься и нигде не стартуешь, очень быстро привыкаешь. Так что такая встряска может быть очень полезна. Нужно выходить на старты, волноваться, получать этот адреналин. Потому что иначе потом будет очень сложно сходу влиться в эту атмосферу.
У тебя не осталось ощущения, что прошлый сезон получился таким неоднозначным в том числе из-за большого количества стартов зимой? Ты ведь бегала все, что только можно: от манежных дистанций до кросса. Понятно, что на физической форме это едва ли как-то сказалось, но вот психологически могло влиять.
- Я допускаю, что это также могло повлиять. И именно с точки зрения психологии, эмоций. Каждые соревнования заставляют тратить эмоции, в каком-то смысле выгорать. Сейчас начинаю рассуждать и прихожу к выводу, что это выгорание в итоге и предопределило результаты летом. Но это сейчас я это вижу и понимаю, а на тот момент казалось, что это - правильная тактика.
Ты готовишься с той же группой, что и перед Играми. Не было мысли попробовать как-то встряхнуть подготовку, поискать спарринги за границей?
- Меня ничуть не напрягает ни моя группа, ни мой формат. По сути, я бегаю и готовлюсь сама. Но в этом кроется и нюанс: соперниц достаточно высокого уровня не хватает. Особенно в Бобруйске, где я живу и тренируюсь. Пробую тренироваться с ребятами. У нас в группе есть более опытные спортсмены, к которым можно тянуться. Девушки в моей группе гораздо младше меня и гораздо менее опытные. С другой стороны, даже в масштабе страны ситуация с соперницами меняется незначительно. По этой причине вариант переезда в Минск ради спаррингов также не выглядит решением.
Многие ведущие марафонцы пытаются попасть на сборы в Кению. Ольга Мазуренок также ездила туда готовиться. Ты не попала в ту группу?
- Нет, увы, не попала. Хотя, полагаю, это был бы полезный опыт. Это видно даже по тем результатам, которые показывает Оля Мазуренок. Но в силу ряда обстоятельств попасть на тот сбор я не смогла. Мы ездили в Чулпан-Ату. Там также неплохо, но Кения - несколько иная история. Не зря готовиться туда ездит вся мировая элита. Возможно, стоит и мне при случае попробовать такой вариант подготовки.
У тебя стало больше уверенности в себе после олимпийского сезона?
- Сложно сказать. После марафона в Саппоро уверенности, наоборот, поубавилось. Осталось очень неоднозначное ощущение. Только через какое-то время, пробежав полумарафон в Минске, я начала анализировать, успокоилась и поняла, что все не так и плохо. Если учесть весь полученный опыт, изменить подготовку, вполне можно показывать высокие результаты. Это и попробую сделать в ближайшем сезоне.