Сможете ли вы пробежать кряду двадцать марафонов в пожилом возрасте? Ниже описываются истории о выдающихся пожилых спортсменах, которые, несмотря на возраст, раздвигают границы человеческих возможностей.
Изнурительный марафон и велогонка по горам Швейцарии - довольно оригинальный способ отпраздновать свой 61-й день рождения. "Я могла поклясться, что никогда не приму участие в подобном мероприятии - мне оно представлялось таким долгим, таким тяжелым и полным страданий!" - рассказывает американка Санни Макки. И все-таки она не смогла пропустить грандиозный чемпионат по триатлону Ironman ("Железный человек"): велогонка на 180 км, марафон и заплыв на 4 км – и все в течение одного дня.
Макки не привыкать к интенсивным тренировкам - она 30 лет участвовала в соревнованиях по легкой атлетике на длинные и короткие дистанции и по триатлону. Но принять участие в состязаниях для самых выносливых она решилась только после посещения чемпионата в 2007 году. Там она увидела спортсмена, у которого были ампутированы обе ноги и который все же смог пройти все испытания, хотя каждые 20 минут ему приходилось останавливаться, чтобы вытереть скопившийся в протезах пот. "Я решила, что если это под силу такому, как он, это должно быть под силу и такой, как я".
Сейчас ей уже 65 лет, но она не расстается со спортом и в октябре этого года снова участвовала в чемпионате Ironman без каких-либо отрицательных последствий для здоровья. "Я могу наматывать круги вокруг своих детей и внуков", - шутит Макки.
Несколько десятилетий назад участие в таких тяжелых испытаниях людей старше среднего возраста могло показаться попросту немыслимым. Но за последние годы пенсионеры на состязаниях на выносливость стали на удивление привычным зрелищем. Некоторые даже бегают по двадцать марафонов подряд и проезжают на велосипеде через всю Америку - и горы, и пустыни - практически без сна. Как им это удается? И как такие удивительные подвиги меняют наше представление о возможностях стареющего организма?
Подобные состязания и для старых, и для молодых являются гораздо более сложным испытанием, чем обычный спорт. Согласно одному из определений, любое соревнование, которое продолжается более шести часов, может считаться состязанием на выносливость. Они бывают самыми разными: велогонка на 4 800 км, сверхмарафон на 1 000 км и декатлон Ironman - десять триатлонов подряд. В 1970-х, когда эти соревнования только начинались, многие врачи опасались, что такое напряжение непременно окажется запредельным для человеческого организма.
Однако сегодня имеющиеся данные свидетельствуют об обратном. "Состязания на выносливость - это серьезное испытание для сердечно-сосудистой системы, - поясняет Кит Джордж из Ливерпульского университета им. Джона Мура (Великобритания). - Однако после таких состязаний в отделениях неотложной помощи не выстраивается очередь из сотен людей". Результаты анализов крови спортсменов среднего возраста, принимающих участие в сверхмарафонах, не выявили никаких поводов для беспокойства. Конечно, бывают и исключения, но в целом Джордж полагает, что те, кто правильно тренируется, не подвергают себя опасности. "Если у вас нет никаких предрасполагающих заболеваний, вы вряд ли сможете довести себя тренировками до инфаркта", - утверждает он.
У регулярных участников подобных состязаний, вопреки ожиданиям некоторых ученых, также не наблюдается признаков существенного накопленного вреда для здоровья - шрамов на сердечной мышце или износа суставов сверх нормы. "Абсолютное большинство людей не переступают границы допустимого напряжения, доходят до финиша, и ничего с ними не случается", - рассказывает Джордж.
Как ни странно, больше всего от таких состязаний, пожалуй, страдает мозг. По результатам функциональной магнитно-резонансной томографии мозга молодых и пожилых спортсменов, принимавших участие в сверхмарафоне на 4 500 км, было установлено, что за время забега количество серого вещества у них уменьшилось на 6%. "Это очень серьезная потеря", - утверждает Вольфганг Фройнд, сотрудник Ульмской университетской больницы (Германия), который ехал за спортсменами на пятидесятитонном грузовике, забитом оборудованием для сканирования мозга.
Однако в течение нескольких последующих месяцев состояние мозга возвращалось к нормальному. Это натолкнуло Фройнда на мысль о том, что клетки не отмирают, но уменьшаются в размерах, когда питавшие их вещества начинают расходоваться на снабжение всего организма. "Организм впитывает в себя все, что есть, и накапливает энергию, чтобы справиться с физическими нагрузками".
Хотя на организм пожилых спортсменов воздействуют все эти факторы, они, по-видимому, ничуть не менее выносливы, чем их молодые соперники. Конечно, 60- и 70-летние триатлонисты не становятся победителями в таких соревнованиях. Беат Кнехтле - доктор наук, сотрудник Цюрихского университета и участник соревнований Ironman - установил, что лучшим участникам состязаний по триатлону и сверхмарафону менее 44 лет.
Однако важно отметить, что после достижения возраста 50 лет у спортсменов не наблюдается резкого ухудшения результатов - многие участники старшего возраста продолжают участвовать в соревнованиях и показывать хорошее время без ущерба для организма. "Человеческое тело удивительно, оно поддается тренировке на протяжении всей жизни, - восхищается Джордж. - Я не думаю, что такие люди подвергают себя существенно большему риску. Возможно, они бегут медленнее, и им требуется больше времени, чтобы восстановиться, но, по-моему, возрастной ценз на таких соревнованиях необязателен".
На самом деле, Макки убеждена, что ее возраст в чем-то даже дает ей преимущество. "Мне приходилось видеть молодых ребят, которые думают: триатлон я прошел, теперь пойду поучаствую в Ironman... А потом они перегорают и больше никогда не участвуют в соревнованиях", - рассказывает Макки.
Хотя сначала она боялась, что будет больно и тяжело, первый чемпионат Ironman показался ей "удивительным событием". Одна из причин состоит в том, что она была подготовлена к таким состязаниям на выносливость, поскольку всю жизнь занималась спортом, и за плечами у нее десятки лет опыта, что помогает ей справиться с самыми неприятными аспектами испытания.
Был проведен ряд психологических исследований, по итогам которых установлено, что состязания на выносливость требуют от участников особой психической устойчивости. Даже такая малость, как усиленное питание для снабжения организма достаточным количеством энергии, может превратиться в настоящую пытку. "Мозг посылает сигнал об отсутствии голода и жажды, но приходится есть, иначе не хватит сил, и попросту упадешь", - рассказывает Макки, которая научилась заставлять свой организм принимать пищу даже тогда, когда противна сама мысль о еде. Иногда стойкость приходит из самых неожиданных источников: к примеру, у одной спортсменки, которая участвует в сверхмарафоне, очень слабо развита кратковременная память - сказывается перенесенная операция на мозге. Неспособность вспомнить то, что только что произошло, по-видимому, помогает ей справляться с усталостью.
Еще одна трудность состоит в том, чтобы побороть сон во время более продолжительных соревнований, таких как "Гонка через Америку" - 10-дневная велогонка на дистанцию 4 800 км - от одного побережья до другого. "Иногда так устаешь, что кажется, будто и минуты не продержишься без сна, а сам еще шесть часов потом крутишь педали", - делится опытом 60-летний спортсмен из Монте-Карло Валерио Цамбони.
Наконец, во время соревнований могут наблюдаться резкие перепады настроения. "Даже мелочи воспринимаются гипертрофированно, когда участвуешь в гонке на выносливость, не спишь, и силы на исходе", - говорит Иэн Ларт из Вулвергемптонского университета (Великобритания).
Возможно, с возрастом приходит и эмоциональная зрелость, которая позволяет спортсменам справляться с разочарованиями и неудачами и избегать особенно тяжелых перепадов настроения. "Я считаю, что ум важнее физической силы, - говорит Цамбони. - Большинство людей тренируют свои физические способности. Натренировать ум не так легко".
Эти удивительные подвиги заставляют нас пересмотреть свое представление о старении. По статистике Национального института старения (США) более половины людей в возрасте старше 65 лет не ведут активный образ жизни, и лишь менее 40% выполняют щадящие рекомендации по поводу физической нагрузки.
Одна из причин, возможно, состоит в давнем убеждении, что после выхода на пенсию следует замедлить ритм жизни. Однако опыт таких спортсменов, как Макки и Цамбони, показывает, что человеческий организм выносливее, чем кажется. Немаловажно и то, что физические нагрузки способствуют уменьшению риска развития всевозможных заболеваний, в том числе таких, как снижение когнитивных способностей и деменция.
С учетом всех своих знаний о физиологии спортсменов, тренирующих выносливость, Кнехтле планирует продолжать участвовать в соревнованиях Ironman до 70 лет. "Мой главный вывод состоит в том, что [для человеческого организма] не существует границ - границы устанавливает сам спортсмен", - говорит он. А Цамбони ежегодно принимает участие примерно в семи соревнованиях на выносливость и не собирается останавливаться: "Я буду состязаться, пока хватит сил".
То же самое относится к Макки - хотя в 2015 году она, возможно, пропустит соревнования, чтобы съездить летом в велосипедное путешествие по Европе. Как она сама утверждает, секрет ее выносливости - в поддержке со стороны семьи, которую она считает не менее важным фактором успеха, чем любые тренировки.
"Я просто не могу передать, какой прилив сил я чувствую, когда бегу последние десять километров и вижу людей, которые болеют за меня, - рассказывает Макки. - Как бы ни было тяжело, эта поддержка каждый раз помогает делать следующий шаг".
Автор: Дэвид Робсон